Jenn (jenn_nn) wrote,
Jenn
jenn_nn

Байк-десант на остров Крым

Если зимой хорошо вспоминать про лето, то логично предположить, что весной хорошо вспоминать про осень. Этот отчет про осенний велосипедный Крым я написала через день, как приехала оттуда, но так и не дошли руки выложить. Шли-шли и не дошли. Но шли упрямо дальше. И в конце концов дошли!

Почитав описание маршрута (сейчас он лежит здесь, уже майский), в котором указывались довольно смешные пробеги для среднего велосипедиста-покатушечника (которым я, впрочем, не являюсь), и послушав Толика Чайку с его заверениями, что если что, можно будет поехать на машине сопровождения, я подписалась на эту авантюру. Надо сказать, что в свое время я не решилась поехать в Чехию, потому что там холмы. А один вид холма, в который надо пилить на веле, вызывает у меня дрожь в коленках. И только приехав в Крым я вдруг поняла, что приехала в горы. Но было поздно. Тренинг по преодолению страха затяжных подъемов начался.

Первый день. Приехали мы в Симферополь в 1.30 ночи, погрузились в автобус и помчались в Феодосию. В Феодосии, еще прикидываясь приличными людьми, посетили музей Айвазовского и Грина. Но натура бешенных байк-десантников одержала верх и мы занялись тем, ради чего приехали – оседлали байки и поехали в Коктебель. В первый же подъем ветер дул в спину, что заметно упрощало задачу. Сил даже хватило на то, чтобы по дороге залезть на холм, с которого прыгают дельтапланеристы.

И вот он Коктебель – страна коньяков. Название, у настоящего велотуриста ассоциируется вовсе не с местом, а с коньяком «Коктебель ***» Пару раз мы пытались ему изменить, но сильно жалели об этом.

Поселившись на турбазе, мы отправились на Карадаг – потухший вулкан. Там же находятся Золотые ворота, они же Чертовы, такая вот неоднозначность отношения. Говорят, они становятся золотыми вечером на несколько часов в течение нескольких дней во время равноденствия. Еще там есть ущелье неверных жен – вернувшиеся из похода мужья кидали бревно через это ущелье и та жена, которая срывалась с него, считалась неверной. Вот так коварные мужчины избавлялись от бедных старых и неловких женщин.

Этот прекрасный длинный день закончился не менее прекрасным отмечанием дня рождения нашего Капитана – Толика Чайки.

На второй день мы отправились в Судак.

Его достопримечательностями являются Голицынская тропа с Голицынским гротом, где граф Голицын хранил вино и гротом Шаляпина (который был закрыт, но может ли нас это остановить?). Там же находится реликтовая можжевеловая роща. Оказывается то, что можжевельник кустарник – наглая ложь. Это дерево! Ему просто вырасти не дают. Но почему? Хм… От нас что-то явно скрывают…

Увлекшись гротами и можжевельниками мы чуть не пропустили гвоздь программы – дегустацию шампанского на заводе «Новый свет». Ибо опоздали, а нас уже поджимали какие-то важные дядьки. Но после долгих переговоров мы все-таки прорвались. «Новый свет» – это единственный завод на территории бывшего СССР, который производит шампанское только бутылочным способом (а всего их 4, которые бутылочным, но не только), а не в больших чанах, и без добавления веселящих углекислых газиков.

Глубоко проникшись этой идеей, мы старательно выпивали все предложенное, игнорируя мисочку, в которую полагается сливать остатки невыпитого – варварство какое!

Залакировав новосветское шампанское портвейном и коньяком, мы решили, что грешно на этом заканчивать такой чудный вечер, благо в неохваченных достопримечательностях осталась еще Генуэсская крепость. Правда, на ночь она, как и все приличные музеи, закрывалась. А как все приличные крепости закрывалась она на огромные металлические ворота. Залезть на них никак, пролезть под ними тоже (пробовали). Пришлось штурмом брать стену. Тех, кто залезть не смог (и меня в том числе) втянули за руки с забора. Так мы оказались на территории. Интригу подогревало то, что было известно, что на ночь на территорию выпускают сторожевую собаку. И эта собака все время где-то лаяла. Мы ее, правда, так и не встретили. Зато позже встретили двух сторожевых лошадей. Их функцией видимо было отбирать яблоки у туристов, которые хотят ими закусить коньяк, выпиваемый в честь взятия крепости. Что касается самого взятия, то хорошо что было темно и алкогольно. Когда не видишь, куда лезешь, а чувство самосохранения утоплено в винных парах, оказывается гораздо проще это делать. Забравшись на самый верх, мы осмотрели Судак с высоты Девичей башни и поморгали ему фонариками, вероятно родив еще одну легенду о привидениях, так как снизу наши мигания были прекрасно видны. После спуска пошли купаться в ночном Черном море.

На третий день мы поехали в Малореченское. В этот день набор высоты составил аж 1250 метров, и для меня это было самым тяжелым днем. Тем не менее, все подъемы, даже самые тяжелые, стоят спусков. Ибо спуск в несколько километров, когда скорость под 60 км/час, в ушах будто взлетает реактивный самолет, слезы размазываются по вискам, а вокруг осенние разноцветные прекраснейшие горы – это одно из лучшего, что есть вообще в жизни! Ручка тормоза становится педалью газа – стоит чуть-чуть отпустить ее и улетаешь вперед! Даунхилл форевер! И даунхилл ответил мне взаимностью! Некоторые последствия взаимности, правда, оказались не вполне лицеприятны… Но об этом дальше.

По прибытии в Малореченское большинство десантников проявило свою маньячную натуру и поехало к водопаду Джур-Джур. Моя маньячность к этому моменту подошла к концу, поэтому я просто пошла купаться и гулять. Остановились мы в очень милой домашней гостинице, в которой нас до отвала закормили всякими вкусностями. Сытые и пьяные, мы стали играть во всякие игры, про знаменитых персонажей и про поход, в который чтобы тебя взяли, надо быть очень вежливым. Но не все это поняли сразу.

Четвертый день был ознаменован поездкой в Алушту. Пробег оказался совсем небольшой, так что пообедав, мы отправились на гору Демерджи – в долину приведений. Подъем был довольно увлекателен, но он не мог сравниться со спуском. Долиной приведений это место называется из-за огромных камней причудливой формы, которые вдруг возникают перед тобой в темноте. И мы смогли насладится этим зрелищем, так как спускались в темноте и под дождем. После этого на ужин прекрасно пошел нектар «Демерджи». И так же прекрасно он шел и всю оставшуюся поездку.

Пятый день по идее был самым сложным, так как мы ехали в Ялту через Крымский заповедник – жемчужину, не побоюсь этого слова, крымской природы. Но она требовала серьезных усилий – надо было в общей сложности набрать около 1750 м высоты за день. Причем довольно быстро, так как времени было не очень много. Это решило вопрос, и часть подъема я проехала на нашей Газели. В общем получилось где-то 20 км подъема в длину (вместо 40) и около 900 м в высоту (вместо 1750). Это оказалось гораздо проще, чем я думала, тем более, что дорога была просто сказочная. На вершине, рядом Беседкой Ветров нас ждал горячий чай и еда.

Поднялись еще немного до Никитского перевала, и наконец-то начался долгожданный 20-километровый спуск! Да, счастье есть! И все подъемы с лихвой окупаются такими спусками – по крутому мокрому серпантину, когда постоянно становишься перед альтернативой – затормозить резко и упасть, так как заносит колеса, или тормозить плавно и улетать в обрывы.

Наконец, мы оказались в Ялте, в потрясающей гостинице с оригинальным названием «Авангард». Сама гостиница, ее персонал, душ и прочие удобства навевали мысль, что все здесь направлено на то, чтобы сохранить нетронутым дух советского отдыха – для тех, кому хочется вспомнить молодость. Вечером мы пошли гулять по Ялтинской набережной и только укрепились в этом мнении. Разглядывали отдыхающих и чувствовали себя пришельцами из другого мира.

Шестой день был днем отдыха в Ялте.

Мы стали учиться быть настоящими отдыхающими, пешими. Прогулявшись еще раз по набережной, мы отправились в Никитский ботанический сад. Особенно порадовало там невзрачное растение с завлекательным названием Moneymaker (надо бы дома такой вырастить, хотя с виду ничем не примечательный вроде), и пампасская трава. Ну, и конечно же мандариновые деревья и заросли бамбука. Из такого бамбука я купила себе дудочку. И мы с Мишей Муравьевым сидели на берегу моря и медитативно дудели в свои дудочки под шум волн – такое вот настроение дня.
Потом мы посетили Массандровский дворец Александра III, в котором полностью сохранился первоначальный интерьер, чего практически не случается.

Быстрый перекус и долгожданная дегустрация на Массандровском заводе.

Поддавшись гипнотическому голосу гида, мы вдруг начали чувствовать в вине и ржаную корочку хлеба, и чернослив, и инжир, и вишню, и даже запах дорогой кожи. А раньше пили себе и пили, и ни о чем не подозревали. Оказывается, надо было делать язычком «блям-блям-блям» – нас научили, ура! Теперь мы знаем, как правильно пить вино! Правило «блям-блям-блям» оказалось очень полезным в повседневной жизни и применялось во всех соответствующих и несоответствующих случаях. Главное правило дегустации, однако, не начать чокаться и не называть экскурсовода официантом. Мы его стойко соблюдали, однако некоторые увлекшиеся безуспешно пытались рассмотреть глицериновые подтеки в бокале с минералкой.
Дегустация была продолжена в кафе и в номерах. Мы идем свой путь до конца!

На седьмой день, оправившись от последствий дегустации, мы отправились дальше. Сначала прокатились по Солнечной тропе, посмотрели на Ласточкино гнездо, которое оказалось очень маленькое. Потом в связи с тем, что канатная дорога на Ай-Петри уже не работала, погрузились в машины и отправились наверх. Сюрпризом дня в контраст к недавнему купанию стал выпавший снег. Потоптавшись по мокрой дороге со снегом,

мы решили, что и это нам ни по чем, оседлали байки и начали спуск – 17 км. Примерно каждые 4-5 км приходилось делать остановку и очень активно прыгать и махать руками, так как все окоченевало до безобразия. Спустившись, мы решили, что нам мало и пошли пешком по Большому каньону к Ванне молодости.

Основательно вымокнув под ливнем, мы поехали в базу «с подозрительным названием» ((с) – Чайка) «Орлиный залет» отогреваться коньяком.

Восьмой день встретил нас высохшей одеждой, чему мы несказанно обрадовались, и мы отправились к нашей следующей стоянке – татарскому селу Хаджи-Сала, самому экзотическому месту ночевки, так как ночевали все в одной комнате на огромных кроватях. Стены были завешаны коврами, но не для экзотики, как подумалось вначале, а просто потому, что из щелей нещадно дуло. Компенсацией этого неудобства должна была послужить труба отопления, протянутая вдоль всей комнаты, однако отопление к утру было коварным образом отключено. Тем не менее, в Хаджи-Сала нам понравилось. Тем более, что до ночевки произошло еще много чего интересного.

Разместившись, мы поехали на гору Мангуп осматривать пещерный город Мангуп-Кале. Дорога в этот раз была грунтовая, размоченная дождем, и мой маленький Свинчик накрутил на колеса столько грязи, что колесо просто не прокручивалось под крылом. А цепи и переключателя вообще не было видно. Тем не менее мы влезли! Полазив по пещерному городу, отпив по этому поводу любимого коньяка и погудев в пещерах, мы подготовились к самому потрясающему даунхиллу за всю историю этого десанта!
Я совсем забыла, что в описании предполагалось, что мы будем спускаться пешком. Впрочем, про это почему-то все забыли, поэтому весь спуск сопровождался веселым ойканьем и бумканьем. Тем не менее сначала я разогналась, но очень быстро вдруг поняла, что контроль над дорогой потерян совершенно и я еще не упала только чудом. Видимо, на этом месте мой лимит чудес закончился и я радостно полетела через руль головой вперед. Надо сказать, это был первый через-руль в моей жизни, так как до этого передним тормозом я принципиально не пользовалась. Но все когда-то приходится испытывать в первый раз. Велосипед на меня сверху тоже еще не падал. И в глаз меня еще никогда не били!! А тут вот все одним махом: черезруль лицой в камни велосипед сверху (контрольный).
Потом, немного оправившись, видимо под впечатлением пережитого, я схватила велосипед и радостно побежала вниз пешком с велосипедом. И, надо сказать, прибежала первая, раньше всех, кто был «верхом»! Главное – не сдаваться! Половина лица удачно онемела, так что все обработки последствий нашей с даунхиллом большой любви прошли практически безболезненно. Даже баню удалось посетить. Мой прекрасный лик, однако, на следующий день после вышеописанных событий, помещать тут не буду. Во избежание, так сказать.

Девятый день ознаменовался утренним ливнем. Толик уже хотел объявить турфирму закрытой, но Миша М. долгими и укоризненными взглядами разбудил видимо в нем что-то типа совести и народ стал собираться в путь на Эски-Кермен – еще один пещерный город. Я и еще несколько человек выбрали на этот раз средством передвижения нашу Газель. С точки зрения скорости это оказался не лучший выбор, так как на велосипедах наши товарищи доехали за час, а Газель застряла по дороге и мы вытаскивали ее всемером в течение 1,5 часов. Зато сколько было радости, когда мы наконец сделали это! Потом пешком мы отправились в Эски-Кермен.

Эски-Кермен, как и другие пещерные города, - обитаемый город, там живут «индейцы» – люди, которые не хотят жить в цивилизации. Об их присутствии напоминала свечка, горящая в импровизированном храме.

Спустившись и перекусив, мы отправились в Балаклаву – город под Севастополем, наше последнее пристанище. Как всегда, после ужина вечер не хотел заканчиваться и нам стало интересно, как выглядят ночью Бочка смерти и местная крепость. Желающих, правда, сначала было немного, но Толик толкнул пламенную речь и мы подорвались. Бочка смерти же оказалась такой классной штукой, нависающей над пропастью, где раньше караулил пулеметчик, чтобы сверху расстреливать неприятеля. Особенно в ней радуют дверные проемы без дверей – выход вниз. Потом пошли на крепость. По дороге освоили игру в коников – с радостным визгом нестись вниз по склону в темноте. Еще один вид даунхилла. В конце концов крепость была взята (куда ж ей деться от нас) и мы со спокойной совестью пошли спать.

Десятый день был еще одной дневкой. На этот раз Балаклава-Севастополь.

В Балаклаве мы осмотрели с пристрастием штольни – военное сооружение для подводных лодок, такие углубления в скале, в которых они могли укрыться в случае атомной войны. Или хотя бы встать на ремонт. Потом в Севастополе мы посетили панораму, разные памятники, Херсонес. Логическим завершением вечера была активная закупка жидких сувениров в супермаркете. Персонал еле успевал доставать из закромов наш любимый коньяк. Мне же пришлось одеть черные очки. Милая девушка с подбитым глазом с полной тележкой спиртного (ничего, кроме спиртного!) – боюсь, это слишком душераздирающее зрелище.

На следующий день мы уехали. И 30 часов в поезде все вспоминали и вспоминали, как хорошо все прошло. И как хорошо, что это было. И как было бы неправильно, если бы всего этого не случилось.